История Покровского монастыря

Покровский монастырь, основанный в 1364 году, не сохранил ничего от той поры. Все, что мы можем сейчас в нем увидеть, создано в основном в начале 16-го века. Расцвет каменного строительства в монастыре напрямую связан с одной мрачной и трагичной историей.

Итак, на дворе стояло самое начало 16-го века. Государь Московский Василий III Иванович, женившийся в недалеком прошлом на Соломонии Сабуровой, уже был до крайности озабочен вопросом продолжения своего рода. Подозревая жену свою Соломонию в бесплодии, Василий задумал неслыханное нарушение церковных правил - развод и второй брак. Понятное дело, в не меньшей степени данным вопросом была озабочена и знать, строившая в связи с бездетностью Василия вполне определенные планы на московский престол. Саму Соломонию, по свидетельствам современных источников женщину умную и энергичную, коварные планы Василия также не могли не волновать.

Василий, однако, все уже решил за нее. За долгое время до момента воплощения своего плана в жизнь Василий начал умасливать высшее духовенство. Щедрые государевы дары шли и в Царьград, и на Афон. В эти же дни он начинает богато обстраивать удаленный от Москвы Покровский монастырь в Суздале. Новые храмы посвящаются Благовещению, Зачатию, достаточно прозрачно намекая на истинную причину их появления. Так еще задолго до роковой развязки над несчастной женщиной нависла черная тень белых монастырских стен.

Надо сказать, что разговоры вокруг всего этого дела велись чрезвычайно для Василия неблагоприятные. Да и будущую жену свою, польскую панну Елену Глинскую, Василий, судя по всему, наметил всего лишь спустся два года после женитьбы на Соломонии - в 1507 году. Прекрасно осознавая слабость позиции Василия, московский митрополит Даниил всячески оттягивал дело о разводе, добиваясь все новых и новых для себя благ.

И вот, наконец, наступил столь ожидаемый Василием момент - в 1525 году в московском Рождественском монастыре Соломонию постригают в монахини. Женщина отчаянно сопротивлялась, кричала, срывала монашеский куколь, но ничто уже не могло изменить ее судьбу. Василий женился на Елене Глинской, а "старица София" была сослана в Суздаль и заточена в давно уже приготовленную для нее клетку.

Однако, было бы ошибкой предполагать, что этим все дело и кончилось. Спустя некоторое время до Москвы доходит слух, что у Соломонии в монастыре родился сын, названный Георгием. Было срочно наряжено следствие, не сулившее ребенку, если он действительно существовал, ничего хорошего. Согласно легенде, Соломония спасла его, отдав мальчика верным людям и инсценировав его смерть и погребение.

История знает много подобных легенд рожденных народной молвой. Но это предание, уже в наши дни вдруг получило неожиданное археологическое подтверждение. При ликвидации в 1934 году усыпальницы в подклете Покровского собора рядом с гробницей Соломонии было обнаружено маленькое белокаменное надгробие. Под ним, в небольшой деревянной колоде, обмазанной внутри известью, лежал истлевший тряпичный сверток. По всей видимости, это была кукла, одетая в дорогую шелковую рубашечку...

_____

Надо сказать, что женитьба Василия на Елене Глинской не принесла немедленного результата. Все началось по новой. Оба они отправляются в длительный паломнический тур по монастырям Руси, молясь о даровании им наследника. (Об этом также можно прочитать здесь.) Наконец, в Кирилло-Белозерском монастыре молитвы были услышаны и на свет появился долгожданный младенец. Мы знаем его как Ивана Грозного.

Темная история Соломонии не могла, по понятным причинам, не заинтересовать Ивана. Грозный затребовал к себе все архивные материалы, и впоследствии их никто уже не видел.

Кто знает, как бы пошла вся история государства Российского, если бы не дело о "неплодии" Соломонии Сабуровой.

Назад в Суздаль!