Каргополь
Колокольня
на Новой торговой площади.
Фото А.Карачева.
(август 1998 г.)
Каргополь
Каргополь
1146

Каргополь -

маленький старинный городок, столь же неповторимый, сколь и его название.

Как добраться

Из Москвы и Петербурга - поездами, следующими на Архангельск и Северодвинск, до станции Няндома и далее автобусом до Каргополя (4 рейса в день, 78 км).

Общая информация

Панорама Каргополя с реки Онеги.
Фото В.Никитина.

Каргополь - это маленький городок с населением 11.7 тысяч жителей (1999 год), расположенный в юго-западном углу Архангельской области вблизи ее границы с Вологодской областью и Карелией. Райцентр. Город занимает плоский левый берег реки Онеги чуть ниже ее истока из озера Лаче. Подобно Тотьме, современная застройка практически отсутствует и разбросана по окраинам. Достопримечательностей же неизмеримо больше. В силу разнообразных обстоятельств, Каргополь в настоящее время редко посещается туристами и практически никогда официально организованными группами. В отличие от широко разрекламированного Великого Устюга, который тяжело теперь назвать тихим уездным городком, Каргополь по-прежнему остается таковым. Мало осталось мест, настолько богатых памятниками истории и архитектуры, где бы настолько медленно текло время.

Страницы истории

Купола Христорождественского собора.
Фото А.Тилипмана.

Когда именно был основан Каргопольский посад ответить трудно. Да и просто о жизни города известно мало - весь богатейший архив Каргополя сгорел во время пожара 1765 года, о чем сообщает Гаврила Романович Державин. Будучи губернатором Олонецкого края, он посещает в 1785 году Каргополь и обнаруживает в одном из монастырей рукопись. В ней говорится, что белозерский князь Вячеслав, разбив "чудь белоглазую", нашел "поле для отдохновения", назвал оное "Каргиным полем", учредил на нем свой "стол" и поставил острог. Изучение других документов о походе на чудь и позволило установить дату вероятного основания Каргополя - 1146 год.

Вплоть до конца 14-го века всякие письменные упоминания города отсутствуют. Разве что регулярно встречаются ссылки на участие некоего князя Глеба Каргопольского в Мамаевом побоище. Ссылки эти, по всей вероятности, ошибочны и связаны с опиской в "Никоновской летописи". Дело в том, что в указанное время существовал князь Глеб Карголомский и Ярославский, который, видимо, и имелся в виду. Тем не менее легенда жива до сих пор в гербе города. По преданию именно такая картинка была на знамени дружины Каргополя. Официальное описание герба таково: "В голубом поле лежащий в огне на дровах баран натурального цвета". Герб был утвержден в 1781 году.

В 15-м веке Каргополь становится укрепленным городом и ведет активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы на севере. В 1447 году в городе находят приют бежавшие из Москвы князья Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, бывшие политическими противниками великого князя Василия Темного. С собой они увезли мать Василия - Софью, а также великокняжескую казну и ханские ярлыки. Однако с падением Новгорода речь о сопротивлении Москве уже не шла.

Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 "царских городов", которые обеспечивали содержание опричнины. Это наглядно демонстрирует тот факт, что в 16-м веке Каргополь являлся одним из крупнейших торговых центров России. Английский посол в Москве писал в 1588 году, что "... главные города России суть: Москва, Новгород, Ростов, Владимир, Псков, Смоленск, Ярославль, Переяславль, Нижний Новгород, Вологда, Устюг, Холмогоры, Казань, Астрахань, Каргополь, Коломна". Торговые связи Каргополя были очень разнообразны благодаря удобному расположению на пересечении торговых путей и мощной крепости (сохранились лишь земляные валы, так называемые Валушки). Для иллюстрации размера товарооборота достаточно упомянуть грамоту Кириллова монастыря от 1546 года, по которой монастырю разрешается беспошлинная покупка в Каргополе 10 тысяч пудов соли для вывоза в Москву (это 160 тонн).

Христорождественский собор.
Северный придел.
Фото А.Тилипмана.

Интересно, что Каргополь получил официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах 14-го века. К 17-му веку в Каргополе насчитывалось более 20 храмов, из них лишь один каменный - Христорождественский.

В 1612-1614 годах Каргополь трижды осаждался польскими войсками. Нападавшие не достигли в этом деле никакого успеха, а жителям города за заслуги перед Отечеством была дарована царская "Похвальная Грамота". В ней говорилось, что горожане "литовских людей побивали и многие городы и волости от воров очистили и преславные победы везде показали".

В мирное время каргопольская крепость тоже не простаивала без дела. Она, как водится, на протяжении долгого периода использовалась как тюрьма для заключения многочисленных противников Московской власти. Сюда ссылались татарские ханы, разведенные жены, неудачливые военачальники и прочие враги народа. Именно здесь в 1587 году по приказу Бориса Годунова был удавлен князь Андрей Шуйский. А в 1607 году в каргопольскую крепость был сослан, а после пытан, изувечен, ослеплен и, наконец, тайно утоплен в проруби один из вождей крестьянского восстания Иван Исаевич Болотников.

В 18-м веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое значение и к 1776 году становится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии. В 19-м веке Каргополь уже маленький глухой городок с населением 2680 человек по переписи 1897 года. И лишь великолепные белокаменные храмы, возвышающиеся над деревянными домами, напоминают сейчас о его былом величии.

Отдельного упоминания заслуживает каргопольский купец Александр Андреевич Баранов. Этот известный промышленник в 1790 году занял пост первого правителя Русской Америки по предложению Г.Шелихова, одного из организаторов Северо-Восточной (впоследствии Российско-Американской) компании. Взяв на службу молодого мещанина из Тотьмы Ивана Александровича Кускова, Баранов отправился на Аляску и в 1796 году на острове Ситха основал официальную столицу русских владений - Ново-Архангельск, где и обосновался на постоянное место жительства. Подробнее об истории освоения Северного Морского Пути, Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Аляски и всей Русской Америки в целом можно прочитать в статьях о Тотьме и Великом Устюге.

День сегодняшний

Дороги, транспорт

Основной и единственно надежный способ добраться до Каргополя - поездом до станции Няндома железной дороги Вологда - Архангельск (прямое сообщение с Москвой и Петербургом) и далее автобусом до Каргополя (4 рейса в день, 78 км).

Каргополь, как уже отмечалось в разделе посвященном истории города, расположен на пересечении большого числа дорог. В хорошем состоянии, впрочем, находится лишь одна из них - на ближайшую железнодорожную станцию Няндома. "Ближайшая" сказано сильно - до нее добрых 80 км. Существует легенда, гласящая, что купцы города Каргополя специально попросили не проводить через их город "бесовскую" железную дорогу. Мотивация этих купцов ясна не вполне - вряд ли они заботились об экологии. Да и, по правде говоря, выглядит эта история очень надуманно, поскольку в начале 20-го века (когда строилась железка) Каргополь был "медвежьим углом" и никаких таких особенных "купцов" в нем уже давно не водилось. Возможно, дело обстояло так: правление железной дороги предложило этим самым купцам дать крупную взятку, чтобы сделать крюк на Каргополь, денег же, разумеется, не нашлось и железка была проложена от Вологды до Архангельска практически по прямой.

Граница Карелии и Архангельской области.
Река Хабаньзя.
Федеральная
автодорога Р2
образца августа 1999 года.
Фото А.Тилипмана.

Да, так вот, шоссе Няндома - Каргополь, будучи частью федеральной автодороги Р2, находится, по меркам Архангельской области, в отличном состоянии. Продолжение ее из Каргополя на Пудож было до недавнего времени (ноябрь 1999 года) проходимо на границе с Карелией лишь зимой, когда дорога замерзала. Вот как выглядела трасса в месте ее пересечения с упомянутой выше границей в самое сухое время лета (см. фото).

Другая важная дорога (Р1) идет из Каргополя на юг в Вытегру и далее на Питер. Ее состояние гораздо лучше - в сухое лето она вполне проходима легковыми автомобилями. Проблемный участок, как того и следует ожидать, на границе с Вологодской областью. Продолжение этой дороги из Каргополя на север ведет в Плесецк и далее на Архангельск. Состояние приемлемое, мосты существуют и функционируют.

Локальные дороги ведут на Ошевенск, Ноколу и Волошку. Мост через реку Онегу один. Вокруг левобережной части города выстроена гигантская объездная дорога. Соответственно, транзитных потоков транспорта через город нет. Впрочем, в окрестностях Каргополя нет вообще никаких потоков никакого транспорта. К счастью, несмотря на постройку новой трассы Пудож - Каргополь, единственной дороги связывающей Карелию с Архангельской областью, ситуация пока коренным образом не изменилась. Впрочем, неугомонные строители не собираются останавливаться на достигнутом - в будущем эта автодорога должна стать частью некой трансевропейской трассы, начинающейся где-то в Финляндии и кончающейся в райцентре Вологодской области под названием Нюксеница (это не шутка). В перспективе этот автобан дотянут до Кирова. Отсчет пошел уже давно - до открытия трассы осталось менее 3 лет.

Городская автостанция (тел. 2-13-18) расположена в северной части города метрах в 50 от Троицкой церкви, чей огромный купол, имеющий форму полусферы, служит превосходным ориентиром. До станции Няндома ходят 4 автобуса в день, подгаданные к основным поездам на Москву и Архангельск. Прочие автобусные маршруты крайне нерегулярны, по многим из них сообщение осуществляется 3-4 дня в неделю. У автостанции постоянно дежурят таксисты, готовые везти куда угодно и когда угодно. При появлении любого незнакомого человека, перемещающегося пешим образом, они выскакивают из засад, предлагая наперебой свои услуги. При отказе обижаются, но надежды не оставляют.

К западу от города расположен вполне полноценный аэропорт (тел. 2-11-61), но пассажирские перевозки уже давно не производятся. Характерно, что еще в 80-е годы 20-го века из Каргополя было 4(!) еженедельных рейса АН-2 в Архангельск, 1 рейс в неделю в Ленинград, локальные рейсы в Пудож и Вельск. От былого величия остался лишь пожарный кукурузник. Пару раз в год прилетает вертолет с туристами из Петрозаводска.

Городская пристань также не функционирует и наглухо закрыта. Ранее от нее ходил пассажирский теплоход по озеру Лаче до Ноколы и далее вверх по реке Свидь. Теперь же там обретается вечно пьяный дед, промышляющий рыболовством. Куда подевался теплоход решительно непонятно - уйти вниз по Онеге к морю невозможно по причине порогов. По этой же причине непонятно как этот теплоход там сначала зародился.

Местные жители

Население довольно приветливо, однако не настолько симпатично как во многих других малых городах Севера. Вероятно, сказывается близость большого количества лагерей и "свободных поселений" по соседству. Соответственно, некоторые физиономии могут произвести неизгладимое впечатление на неподготовленного человека. Временами попадаются и пьяные, но все же на улице никто не пристает. Работники сферы обслуживания зачастую пытаются обсчитать; будучи пойманными густо краснеют. Интересно, что несмотря на близость Вологодской области, здесь уже никто не окает. Лишь изредка встречается некогда характерная для этих мест особенность произношения, когда вместо звука "ч" употребляется "ц" - например, "цасовенка".

Из всех 11 церквей действует лишь одна (тел. 2-19-36), да и та от народа не ломится. Стоит упомянуть, что каждый день ровно в 12 часов в любую погоду симпатичный молодой человек по имени Олег Пантелеев, преподаватель музыкальной школы по классу гитары, поднимается на городскую колокольню и оглашает округу мелодичным звоном 10 колоколов. В целом, количество приятных личных контактов в Каргополе заметно больше, чем неприятных. Мало в каком еще городе, заместитель начальника городского УВД, майор милиции, увлекается плетением бересты.

Жизнь города

Фото В.Никитина.

В смысле цен на продукты питания жизнь в Каргополе за последние несколько лет определенно стала легче. Сельское хозяйство постепенно выходит из упадка постигшего его в середине 90-х годов 20-го века. Цены на многие продукты сравнялись с московскими или даже стали меньше их. Если в 99-м году хлеб в Каргополе стоил раза в полтора больше чем в Москве, то сейчас ситуация прямо обратная. Что особенно приятно отметить, качество совсем не страдает и даже наоборот. Вновь заработал молокозавод. Молоко его производства достойно самых теплых слов. Сметану, впрочем, лучше покупать Вельского изготовления. Последняя не уступает лучшим Вологодским образцам.

Бензиновые кризисы в последнее время город не постигают, что опять-таки положительно влияет на жизнь. В городе, на объездной, появилась первая современная бензоколонка. Пусть это произошло лишь в третьем тысячелетии, но это все же произошло. Конечно, в соседней Вологодской области жизнь существенно дешевле, но по сравнению с тем, как обстояли дела еще недавно, прогресс налицо.

Есть, впрочем, в этом и свои отрицательные стороны. Так, на многих торговых точках появились свежие аляповатые вывески, являющие собой разительный контраст окружающей действительности и значительно уступающие в художественном отношении вывескам старым. Более всего от бездарной рекламы пострадал очаровательный особнячок на северной стороне Новой торговой площади.

Магазинов за последние пару лет в городе появилось великое множество. Порой может показаться, что торговых площадей в Каргополе больше чем жилых. Особого внимания требуют их входные двери. С целью сокращения времени их захлопывания применяются пружины такой большой жесткости какой только удается отыскать. Понятно, что климат суров, а уголь дорог. Понятно также, что хорошо развитая мускулатура рук и проворность ног еще никому не вредила.

По сравнению с поражающим воображение количеством магазинов и магазинчиков общепит выглядит более чем бледно. Есть довольно скромная закусочная со скромным выбором блюд и такими же скромными ценами, оснащенная, однако, микроволновой печью. Внимания заслуживают всякие разные пирожки, ценность которых от наличия микроволновки заметно возрастает. Также неплох борщ и, апофеоз расточительства, духовое мясо в горшочке за 20 рублей. Работает закусочная с 9 до 22, а в выходные аж до полуночи. Тот же самый ассортимент по тем же самым ценам, но в гораздо более пафосной обстановке доступен на втором этаже того же здания. Но - только несколько часов днем, да еще в ночь на выходные. Еще одна закусочная появилась в здании гостиницы "Каргополочка". Раньше там была полноценная столовая, теперь она на перманентном ремонте, закусочная же критики не выдерживает никакой.

Что касается проживания, то и здесь выбор невелик. Можно остановиться в упомянутой выше гостинице, гордо именующей себя "Бизнес-Центр-Отель". Этим, в общем-то, сказано все. Самое лучшее в этом отеле, пожалуй, то, что от него рукой подать как до исторического центра, так и до автостанции. Единственной альтернативой гостинице является турбаза "Лаче", расположенная в северо-западной части города на отшибе. Жить в ней гораздо дешевле, однако водопровода и канализации она лишена в принципе. Это не является проблемой несовместимой с жизнью, однако может потребовать некоторого времени на выработку определенных навыков. Зато руководство турбазы безусловно заслуживает хороших слов за теплоту приема как в переносном, так и в прямом смыслах. Если вы приедете зимой, вам обязательно натопят печку.

Внутри дырявых куполов гнездятся вороны.
Фото А.Тилипмана. (август 1999 г.)

Любопытно устройство городской прачечной или, если позволите так выразиться, "постирочной". Как водится, в большей части города отсутствует водопровод. По некоторым причинам эстетического свойства отсутствие этого блага цивилизации не устраняет необходимости в стирке. Обычно в подобных случаях, белье стирается в ближайшем доступном водоеме, для чего зимой прорубается особая полынья, как, например, в Кириллове. В Каргополе же горожанам в высшей степени повезло - они избавлены от необходимости рубить лед даже в самые сильные морозы! И вот почему.

Из совершенно плоского и ровного берега реки Онеги, на расстоянии 10-20 метров от собственно реки, бьет серия очень мощных ключей со значительной глубины. Причины этого явления подробно рассмотрены в статье про Каргопольскую Сушь, нам же сейчас важно лишь то, что ключи эти чрезвычайно чисты и, к тому же, не замерзают даже в самые суровые морозы, которые здесь не редкость. Над частью из этих ключей сооружен крытый деревянный павильон с широкими проемами в полу и перилами - чтобы не отправиться вслед за бельем. Постирочная расположена по соседству с пристанью и Новой торговой площадью. Перед входом - щит с надписью "Автомобили не мыть!"

В городе 3 средних школы, плюс одна спортивная и одна школа искусств.

Узнать о погоде в Каргополе можно на метеостанции по телефону 2-12-26.

Достопримечательности

Христорождественский собор - 1552-1562 год, древнейшее каменное здание в городе. Изначально двухярусный, собор за 4 с половиной века порядком врос в землю, так что окна нижнего яруса приходятся почти на уровень земли. Более того, массивные стены еще в 17-м веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками, что придает сооружению суровый крепостной вид. Кроме того, в то же время были построены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. Однако, обилие разнообразных пристроек не испортили храм. Напротив, именно им он обязан своим неповторимым, удивительно гармоничным обликом.

Расположен на Новой торговой (Советской) площади. В летнее время года доступен к осмотру изнутри. Пренебрегать посещением собора не стоит - внутри масса любопытных вещей. Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Рука эта ранее держала цепь, на которой было подвешено паникадило.

Очень поучительна икона "Страшный Суд", находящаяся при входе справа на ближайшем столпе. Икона эта является своего рода шедевром средневековой пропаганды здорового и праведного образа жизни. Посылаемый "message" очевиден последнему идиоту. Икона расположена на небольшой высоте, так что доступна для обозрения даже ребенку. Товарищи родители! Не упускайте удобный случай для нравоучительной беседы!

Кроме всего прочего, в соборе хранятся несколько небес из церквей и часовен Каргопольского района. Сложенные штабелями небеса, разумеется, недоступны для полного осмотра, однако надежно защищены от посягательств людей с дурными намерениями.

Благовещенская церковь.
Фото А.Тилипмана.
(январь 1998 г.)

Благовещенская церковь - 1692 год, расположена на Старой торговой (Красноармейской) площади. Исключительно привлекательна благодаря потрясающему разнообразию размеров, форм и особенно богатству отделки окон и наличников. Ни одно из 30 с лишним окон не повторяет другое. Стены сплошь испещрены белокаменными узорами, особенно с восточной стороны. Про южную стену И. Грабарь писал, что она "может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон". Восточная же стена, по его мнению (с которым трудно не согласиться), "является шедевром стенной обработки вообще". В настоящее время осмотр в значительной степени затруднен строительными лесами - летом 2001 года были подновлены дырявые купола, летом 2002 года будет произведен косметический ремонт стен, если к этому моменту на счет музея-заповедника поступит достаточная сумма. Будем надеяться, что вскоре храм предстанет во всей своей красе.

Колокольня на Новой торговой площади - 1772-1778 год, высота - 61.5 метр. Ранее рекомендовалась нами к обязательному осмотру, подъему наверх (115 ступенек) и прослушиванию. Однако, 6 июля 2001 года в колокольню безо всякого предупреждения ударила молния и учинила пожар, предательски воспользовавшись отсутствием громоотвода. Пожар продолжался трое суток, несмотря на все попытки его затушить. Часть шпиля выгорела, другая часть, включая и крест, провалилась внутрь чердачного помещения. Завалы не разбирались, колокольня объявлена аварийным объектом, подъем наверх запрещен, ставшие традиционными звоны не производятся. Зловещий обломанный шпиль дырявит низкое северное небо, а у основания колокольни кем-то заботливо положена табличка, призывающая прохожих держаться от нее подальше.

История соборной колокольни города Каргополя весьма поучительна. Начинается она, что характерно, с пожара. Тогда, в 1765 году, выгорело три четверти города. Год спустя Ян Сиверс, тогдашний губернатор Новгородской губернии, в рамках своей, как выразились бы сейчас, рабочей поездки посетил город Каргополь и обнаружил сплошное пепелище. Вот что он пишет в служебной записке: "...печальное зрелище мусора и запустения вследствие недавнего пожара". Надо сказать, что дело происходило во время царствования императрицы Екатерины Второй известной многими замечательными указами, из которых нас сейчас будет интересовать лишь один: "О создании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо". Сей судьбоносный указ послужил началом разработки генеральных планов застройки многих десятков городов России.

Софья Фредерика Августа
принцесса Анхальт Цербстская
Екатерина II Алексеевна

Общей чертой всех этих генпланов была близкая к прямоугольной система улиц и площадей, что мы и имеем возможность наблюдать на примере практически каждого города бывшей Российской Империи. Указ этот содержит массу интересных подробностей. Так, в частности, городские улицы подразделялись на въездные (или главные) и второстепенные; главные должны были всегда заканчиваться площадями, на которых положено было находиться собору, торговым рядам или каким-либо еще сооружениям, придававшим городу определенный характер. При всей прогрессивности, практичности и прочая, и прочая прямоугольная планировка первым делом этот самый "определенный характер города" и изничтожала. Так, славный город Каргополь, выгоревший практически полностью всего лишь спустя два года после подписания указа, пал одной из его первых жертв.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что на восстановление города из пепла Екатерина выделила огромную сумму в 10000 рублей. Обрадовавшийся губернатор немедленно предложил построить в честь императрицы роскошную каменную колокольню, чтобы та служила потомкам напоминанием о мудрости и человеколюбии Екатерины, на что и получил из казны еще без малого 5000 рублей. И все было бы хорошо, если бы не маленькая неувязочка - к постройке колокольни приступили уже после того как на город была наложена прямоугольная сетка, а наложена она была с оглядкой на реку Онегу, несущую свои воды с юго-запада на северо-восток. Казалось бы, ну и что в этом плохого? Однако, не все так просто. Дело в том, что колокольню, очевидно, надо было поставить на главной площади. Кроме того, сообразуясь с указом, колокольню следовало поставить в створе главной улицы, упирающейся в эту самую главную площадь. А раз главная улица ориентирована с северо-запада на юго-восток, значит и колокольню надо ставить так, чтобы ее грани были повернуты относительно направлений север-юг и восток-запад. Получается, что и крест на шпиле придется ориентировать именно так - с юго-запада на северо-восток! Именно так - не по православному канону.

И вот, более 220 лет подряд неправильно ориентированный крест вызывал удивление, недоумение, споры, догадки... до тех пор пока не наступило 6 июля 2001 года. В этот роковой день, как уже было упомянуто выше, в соборную колокольню города Каргополя, в самый ее крест, безо всякого предупреждения ударила молния... Зловещий обломанный шпиль дырявит теперь низкое северное небо, а у основания колокольни кем-то заботливо положена табличка, призывающая прохожих держаться от нее подальше.

Церковь Иоанна Предтечи - 1751 год, самый высокий (35 метров) и самый большой по внутреннему объему храм в городе. Отличается необычными двойными куполами, необычным для каменного зодчества завершением алтарных апсид бочками, а также наличием необычных восьмиугольных окон. К 850-летию города передан церкви, службы не производятся.

Введенская церковь - 1802 г (1809 г) расположена по соседству с Христорождественским собором. Сама по себе малоинтересна, однако именно здесь можно приобрести разнообразную и, как правило, очень достойную печатную продукцию выпускаемую Каргопольским музеем-заповедником. Любопытно, что в 1812 году в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи. В одном из этих подвалов сейчас расположена крошечная, но очень интересная выставка "КаргопольЛаг". Уникальным экспонатом является портативный карцер - железный ящик высотой около 2 метров сконструированный таким образом, чтобы заключенный в него человек не мог бы ни лежать, ни сидеть. Сделать бы его еще на полметра пониже и в нем нельзя было бы и стоять. Также можно было бы позаимствовать у средневековой инквизиции идею железных шипов со внутренней стороны ящика. Однако, по неизвестным соображениям, эти технические решения не были воплощены в жизнь.

Валушки - кольцо земляных валов оставшихся от давно сгоревшего острога, а также городской район находящийся в их пределах. Уменьшительный суффикс подчеркивает масштабность объекта.

Воскресенская церковь - конец 17-го века, расположена между Новой торговой площадью и Валушками. Единственная в городе сохранившая позакомарное покрытие. Огромный белокаменный храм с пятью огромными куполами выглядит очень эффектно на фоне окружающей его одноэтажной деревянной застройки. Несколько широких трещин, разрывающих толщу стен, лишь подчеркивают величие сооружения.

Троицкая церковь - начала строиться в 1790 году и хотя строительство было завершено в году 1802, современный облик она приобрела лишь спустя еще 70 с лишним лет. Виной тому явился очередной пожар 1878 года нанесший серьезные повреждения пятиглавому, на тот момент, храму. В результате восстановительных работ, пять маленьких куполов были заменены одним, зато каким! В церкви располагается очень занятно оформленная выставка с говорящим названием "Магия народного искусства". И хотя по богатству представленных экспонатов ей далеко до открытого хранения фондов в Тотьме, экспозиция достойна посещения. В настоящий момент (конец 2001 года) здесь также размещена маленькая, но крайне интересная выставка посвященная кузнечному делу. Увесистые замки, кованые Устюжские сундуки... Один медвежий капкан 18-го века чего стоит! Смотришь на него и понимаешь, как все в наше время измельчало. В общем, водись мамонты в Каргопольском уезде в 18-м веке, им было бы не сдобровать.

Церковь Зосимы и Савватия на Горке - 1814-1819 гг является последним по времени крупным сооружением города, за вычетом руин недостроенного комбината на северной окраине. Малоинтересная в архитектурном плане, церковь вмещает в себя любопытную выставку "Наследие древнего Каргополя". В экспозиции - деревянная храмовая скульптура, резные кресты, иконы, памятники старообрядчества.

Церковь Рождества Богородицы - 1680 г (колокольня - 1844 г) расположена на Старой торговой (Красноармейской) площади по соседству с церковью Благовещенской. Как и у последней, оконные проемы церкви Рождества Богородицы богато украшены белокаменной резьбой. Постройка сама по себе очень изящна, однако впечатление сильно портит свежая блестящая сталь куполов и ставшая уже характерной для действующих храмов побелка цвета клубничного йогурта.

Городская Прачечная - очень любопытное место для каждого, кто интересуется жизнью настоящей "глубинки" и происхождением песни "Полоскала Каргополочка белье".

Помимо многочисленных культовых сооружений в Каргополе сохранилось довольно большое число интересных купеческих особняков. В некоторых из них торговля ведется и по сию пору. В других расположены разные полезные организации и ведомства. Третьи совмещают в себе сразу несколько функций. Таков, к примеру, дом Вешнякова (конец 17-го - начало 18-го века), расположенный в восточной части Архангельской улицы. Здесь, на первом этаже, трудится артель, поставившая на поток производство глиняной игрушки. Рядом комнатка, где вышеупомянутую продукцию можно приобрести. Однако самое интересное - на втором этаже. Тут приютилась очень милая выставка называющаяся "Кукольным Домиком" - место, которое непременно стоит посетить, если вы приехали в Каргополь с ребенком. Трудно поверить, но еще совсем недавно, в советское время, в этом симпатичном домике располагалась городская тюрьма.

Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Окрестности города Каргополя - в ближайшее время будет опубликовано несколько отдельных статей.

Мало??? В таком случае осмотрите два разрушенных храма рядом с городской больницей; немногие уцелевшие здания бывшего Успенского женского монастыря на южной окраине города, в которых было расквартировано управление КаргопольЛага; руины мужского монастыря на противоположном берегу Онеги; посетите городской пляж, что на берегу озера Лаче и изучите многочисленные родники и родниковые озера.

Если и этого будет мало, то закупитесь парой километров надежной веревки и попробуйте найти проход к огромному подземному озеру, лежащему под Каргополем на глубине около 100 метров.

Примечания

Онега - крупная река в Архангельской области. Судоходство возможно лишь местами в связи с наличием порожистых участков. Правильная постановка ударения в названии - на первый слог. В отличие от Онежского озера принадлежит к бассейну Белого моря.

Лаче (Лача) - самое большое озеро в Архангельской области. Площадь свыше 300 кв.км.

Фотогалерея

Вид на Каргополь от пристани.
Фото В.Никитина.
Христорождественский собор.
Деталь.
Фото А.Тилипмана.