Муромцево
Муромцево. Главный усадебный дом. Фото А.Тилипмана.
1884-1906

Общая информация

Если поехать из Владимира на север, то спустя 40 км дорога, вьющаяся по бескрайним полям, приведет в один из крупнейших туристических центров России - маленький город Суздаль. Если же направиться на юго-восток, то через те же 40 км, но уже по бескрайним сосновым лесам, путника встретит другой маленький городок - Судогда, не появляющийся в рекламных проспектах туристических фирм никогда.

Нет проспектов и в ней самой - лишь маленькие пыльные улочки, неспособные, на первый взгляд, привести никуда, кроме как к очередному тупику с непременной бездонной лужей. И все же, одна из этих улиц, продираясь сквозь типовую застройку, выводит сначала на поля совхоза "Пионер", а еще спустя километра полтора - в центральную его усадьбу, село Муромцево.

Здесь, практически "в самом сердце" Владимирщины, в тех самых местах, откуда, что называется, "есть пошла", расположена достопримечательность совершенно неожиданная - руины дворцового ансамбля возведенного в формах готической средневековой замковой архитектуры.

Муромцево. Главный дом. Башня западного крыла. Фото А.Тилипмана.
Муромцево. Главный дом.
Башня западного крыла.
Фото А.Тилипмана.

Как добраться

Из Владимира автобусами на Судогду, Муром, Меленки, Красную Горбатку (около 30 рейсов в день) до автостанции в Судогде, далее около 3 км пешком.

Из Москвы до Владимира - электропоездами с Горьковского направления Курского вокзала или поездами дальнего следования на Нижний Новгород с Ярославского вокзала. Также, с Щелковского автовокзала можно доехать до Судогды прямыми автобусами на Муром и Меленки (2-3 рейса в день).

Страницы истории

История усадьбы Муромцево не уходит корнями в дремучее средневековье. Корни эти, как и корни сохранившихся от парка исполинских деревьев, уходят в не столь уж далекий 1884 год. Именно в этом году граф Владимир Семенович Храповицкий, гусарский полковник и крупный лесопромышленник, приступил к реализации своей мечты - возведению небывалого дворцово-паркового ансамбля. Вне всяких сомнений, граф обладал двумя крайне необходимыми для этого дела вещами - деньгами и вкусом. В результате удачного сочетания того и другого, строительство было поручено одному из лучших архитекторов того времени - Петру Самойловичу Бойцову.

Муромцево. Главный дом. Восточное крыло. Фото А.Тилипмана.
Муромцево. Главный дом. Восточное крыло.
Фото А.Тилипмана.

Специализировался Бойцов на крупных коттеджных формах и был в начале 1880-х годов на заслуженно хорошем счету у богатых московских заказчиков. Особенно привлекала Бойцова тема средневековой замковой архитектуры. И хотя специалисты склонны называть стиль его работ немного презрительным словом "эклектика", некий кинорежиссер конца 20-го века посчитал одну из построек архитектора достаточно репрезентативной для Франции образца века 16-го.

В 1884-1889 годах Бойцов строит в Муромцеве главный дом, а также: охотничий домик, дом управляющего, летний театр, конный двор, скотный двор, каретный сарай, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и водонапорную башню.

Муромцево. Главный усадебный дом. Фото А.Тилипмана.
Муромцево.
Главный усадебный дом.
Фото А.Тилипмана.

Одновременно со строительными начались и ландшафтные работы. К ним также были привлечены крупнейшие специалисты того времени - К.Энке, А.Регель, Г.Куфельт, К.Тюрмер. Более сорока гектаров местности и практически неограниченный бюджет дали мастерам возможность выступить по полной программе. Регулярный "французский сад", водные каскады "итальянского сада", пейзажная, "английская" часть парка, пруды и фонтаны, оранжереи и дендрарий, парковая мебель и скульптуры, дорожки освещенные электричеством... Стоит ли говорить, что электричество было подведено и к главному усадебному дому. Наряду с водопроводом, канализацией и телефонной линией.

В 1895 году Храповицкий учреждает акционерное общество "Лесные склады Храповицкого". Для вывозки леса, к имению подводится собственная железнодорожная ветка, обрастающая необходимой инфраструктурой. Деревянное здание станции Храповицкая, дом станционного смотрителя, станционный лабаз, здание почты с телеграфом, школа, казармы для рабочих, баня - все строится по проектам Бойцова.

Муромцево. Главный усадебный дом. Фото А.Тилипмана.
Муромцево.
Главный усадебный дом.
Фото А.Тилипмана.

К 1899 году относится последняя его постройка в Муромцеве - усадебная церковь в псевдорусском стиле. Затем между заказчиком и архитектором следует разрыв и последний штрих к портрету усадьбы (исполненный по желанию ее хозяина) наносится в 1906 году неизвестным автором. В этом году к главному дому пристраивается еще одно крыло с могучей башней, также готического свойства, но уже в ином - более мрачном и холодном стиле. Обе части здания заметно контрастируют друг с другом, что, впрочем, нисколько не мешает их гармоничному сосуществованию. Более того, именно этот контраст подчеркивает достоинства каждой из частей и делает более живым и объемным состоящее из них целое.

Муромцево. Самая высокая башня. Фото А.Тилипмана.
Муромцево.
Самая высокая башня.
Фото А.Тилипмана.

Главный дом, с его замечательной романтичной асимметричностью, является наиболее выразительным элементом усадебного комплекса. Но и прочие хозяйственные и служебные постройки представляют немалый интерес. Вычурность одной из них послужила поводом для возникновения столь же красивой, сколь и неправдоподобной, легенды. Согласно ей, граф Храповицкий, путешествуя по Франции, поспорил с одним из тамошних крупных владельцев недвижимостью, что отгрохает у себя на родине дворец не хуже бусурманского. Спустя несколько лет, наш герой, если верить легенде, пригласил в свое имение напыщенного французского вельможу и подвел его, первым делом, к скотному двору, повторяющему один в один собственный замок последнего. "М-да," - процедил француз - "пожалуй, Вам удалось, в общих чертах, скопировать мое родовое гнездо." "Рад это слышать!" - ответствовал граф Храповицкий - "но мое родовое гнездо находится чуть дальше, а здесь живут мои свинки!"

День сегодняшний

Выдумана ли вышеописанная легенда или нет, но двадцатый век убедительно доказал правоту мифического француза: Россия и готические средневековые замки - "две вещи несовместные". Вся послереволюционная история Муромцева сводится к постепенному и неуклонному упадку, хозяин же его, граф Храповицкий, был вынужден эмигрировать, причем, что характерно, во Францию. Хотелось бы, красного словца ради, сказать, что после 1917 года свиньи расселились уже по всей территории усадьбы, но, пожалуй, это все же будет некоторым преувеличением. Тем не менее, использование уникального архитектурно-ландшафтного комплекса трудно назвать целевым.

Муромцево. Главный дом. Восточное крыло. Фото А.Тилипмана.Муромцево. Главный дом. Восточное крыло. Фото А.Тилипмана.
Муромцево. Главный дом. Восточное крыло.
Фото А.Тилипмана.
Муромцево. Главный дом. Восточное крыло.
Фото А.Тилипмана.

День 11 сентября, с некоторых пор, крепко врезался в народную память. Именно в этот день, в 1921 году, в поселке Муромцево Судогодского уезда в бывшем имении графа Храповицкого был основан лесной институт. (Вскоре институт был преобразован в лесной техникум с агрономическим и лесохозяйственным отделениями. Первый набор составил всего 70 учащихся.)

Муромцево. Главный усадебный дом. Фото А.Тилипмана.
Муромцево. Главный усадебный дом.
Фото А.Тилипмана.

Нельзя не отметить определенную логику в поселении лесного института в усадьбе лесопромышленника. Обилие построек позволило без проблем разместить в ней не только учебные площадЯ, но также и жилые, и подсобные помещения. Огромный парковый ансамбль с дендрарием и оранжереями, очевидно, был призван служить наглядным пособием для молодых специалистов. Новое же предназначение породистых жеребцов, кур, уток, гусей и прочих свинок окутано мраком неизвестности. По свидетельству местных жителей последнего лебедя доели в 1925 году. Большая часть прудов тоже канула в лету. По всей вероятности, кишевшая в них рыба, также переселилась в человеческие кишечники и какое-то время кишела именно там.

Муромцево. Парадный вход. Вид изнутри. Фото А.Тилипмана.
Муромцево. Парадный вход. Вид изнутри.
Фото А.Тилипмана.

С течением времени поселок продолжал разрастаться, что сопровождалось постепенным сокращением площади парка с сорока гектаров до восьми. Очередной переломный момент наступил в 1979 году, когда лесотехникум переехал в новое здание, фактически предрешив судьбу главного усадебного дома. Два последовавших пожара выглядят закономерным продолжением истории.

С наступлением третьего тысячелетия стремительный процесс разрушения усадьбы несколько замедлился. В последние годы была произведена частичная консервация главного дома, возведена временная кровля, взамен обвалившейся. Группа молодых товарищей, из числа проходящих альтернативную гражданскую службу, в течение месяца разбирали завалы и расчищали то, что осталось от усадебного парка. В наше время всеобщего покаяния и возрождения духовности вкупе с нравственностью лучше всех себя чувствует бывшая усадебная церковь, возвращенная верующим в 1996 году. Состояние остальных построек, многие из которых представляются намного более интересными в архитектурном плане, внушает серьезные опасения.

"Старое здание, четвертый бункер." Фото А.Тилипмана.
"Вы - спрятали, я - нашел,
старое здание, четвертый бункер."
Фото А.Тилипмана.

В первую очередь, мы имеем в виду главный усадебный дом. Внутренний его объем и по сей день поражает сложностью планировки, несмотря на позднейшие вмешательства и последствия пожаров. В целом, антураж напоминает некую смесь "Сталкера" Тарковского и компьютерной игры "Персидский Принц", воспетой Пелевиным.

Лестница восточного крыла. Фото А.Тилипмана.
Лестница восточного крыла.
Фото А.Тилипмана.

Нулевой уровень игры "Принц of Муромцево" состоит в простом проникновении внутрь замка, большинство дверей и окон которого наглухо забраны металлическими решетками. Прохождение следующих четырех уровней отличается приятной нелинейностью - нужно то подниматься наверх, то отступать вниз, возвращаться назад и тыкаться во все возможные проходы и проломы. На этом этапе искателей приключений ждут самые разнообразные, но не очень сложные препятствия - дыры в полу, отсутствующие ступени и целые пролеты в лестницах, дамокловы стропила и другие крупные, некогда несущие, конструкции. Мертвая тишина сменяется гулким всплеском от где-то упавшей капельки воды. Периодически возникает непреодолимое желание бросить гайку.

Нерегулярность планировки закономерно увеличивает ощущение внутреннего объема, потерять ориентацию не составляет труда. Разнообразные лесенки заставляют вспомнить графику Морица Корнелиуса Эшера. Былым поколениям студентов техникума можно только позавидовать - не каждому доводилось учиться в натуральном Хогвартсе!

Целью игры является достижение последнего, шестого уровня, однако добиться этого "честным" путем практически невозможно. Справедливости ради отметим, что умелое применение заклинания левитации решает большую часть проблем.

Осторожно, двери открываются!Просторы восточного крыла. Фото А.Тилипмана.Колодец без маятника. Фото А.Тилипмана.
Осторожно, двери открываются!
Фото А.Тилипмана.
Просторы восточного крыла.
Фото А.Тилипмана.
Колодец без маятника.
Фото А.Тилипмана.

Но несмотря на весь восторг, который может вызвать этот замечательный "средневековый" замок, нельзя не признать грустную и очевидную истину - восстановление усадьбы выглядит событием весьма маловероятным. Разве только, если устроить в ней мемориальную квартиру Гарри Поттера... Впрочем, после организации вотчины Деда Мороза в Великом Устюге и дома-музея Бабы Яги в Кириллове ничто уже не кажется невозможным.