Солигалич
Солигалич
Солигалич
1332

Солигалич -

районный центр в Костромской области.

Солигалич расположен в 216 км к северо-востоку от Костромы, на отрогах Галичской возвышенности, на правом берегу р. Кострома (приток Волги, в 95 км к северу от железнодорожного узла Галич (линии на Кострому, Вологду и Шарью), есть аэропорт.

Население города 7.5 тыс. чел. (1992 г.).

Общая информация

Небольшой старинный русский город Солигалич расположен в Костромской области на правом и левом берегах реки Костромы в 95 км к северу от старинного Галича. Еще в начале XIV в., когда град назывался "Соли Галичския", люди нашли там драгоценные соляные источники и стали вываривать соль, отсюда и пошло нынешнее название города. С XIV по XVIII века Солигалич был крупным центром России по производству соли.

Рождественский собор.
Слева просматривается
Воскресенский монастырь с колокольней.

На основе целебных минеральных вод, открытых еще в 1841 году, позднее возник Солигаличский лечебный курорт, который существует и поныне.

Город интересен своим историческим прошлым, архитектурными памятниками, дошедшими до нас, природой заволжского лесного края, а также теми природными богатствами, которые хранятся и по сей день в земле солигаличской.

Самые интересные памятники древнего зодчества расположены на правом берегу реки Костромы. Словно зачарованные, стоят церкви бывшего Воскресенского монастыря, чьи силуэты отражаются в ровном зеркале воды. Неподалеку, в трехстах метрах, расположился величественный Рождественский собор. С другой стороны среди деревянных домов виден древний храм Николы на наволоке (1688 г.), рядом Преображенская церковь (1821 г.), внизу, ближе к реке, в густой зелени утопают постройки Грязелечебного курорта.

Мост, расположенный на месте старого древнего, ведет на левый берег реки, где и сейчас просматриваются размытые контуры валов бывшей крепости Солигалича.

Страницы истории

Воскресенский монастырь.
Богоявленская церковь.
1681 г.

Данных о том, когда впервые стали вываривать соль на землях Галича, нет, но в завещании от 1332 года Московского князя Ивана Калиты есть упоминание о галичских соляных варницах. Местная летопись связывает основание города Солигалича с именем галичского князя Федора Семеновича, далекого потомка Александра Невского, который повелел выстроить в 1335 году на берегу реки Костромы Воскресенский монастырь. Место для монастыря, а в будущем и для города, оказывается, было выбрано не случайно. Легенда рассказывает, что князю и игумену Афанасию явилось знамение: "столп от небес". Когда же во время поисков того места из "знамения", на зеленом мысе реки Костромы они увидели необычную лань, тогда князь и повелел здесь воздвигнуть церковь Воскресения. Князь щедро одарил монастырь землями, дал в пользование две трети Чудского (Чухломского) озера и четверть Галичского, а рыбную ловлю разрешил вести во всех реках.

Святая обитель богатела, обзаводилась соляными варницами, мельницами и пашнями. Обездоленный люд тянулся к тем местам, стала расти вокруг монастыря ремесленная слобода, для охраны поставили острог для воинских людей. Так возникло поселение Соли Галичские, которое позднее получило название - город Солигалич.

Но в те времена не обходилось без разорительных междоусобных войн. После опустошительных набегов черемисского князя Никиты Байбороды и отрядов казанских татар, монастырь постепенно разоряется, теряет свое главенствующее положение, уступая место ремесленному посаду.

В 1450 году Соли Галические были окончательно присоединены к Московскому великому княжеству. Чтобы оградить град от нашествия татар, на противоположном берегу строится крепость и возводятся восьмиметровой высоты земляные валы.

В 1532 году, во время великого нашествия казанских татар, крепость подверглась трехдневной осаде, но устояла, и татарское войско отступило. Под прикрытием крепостных пушек на правом берегу реки Костромы креп и развивался посад. На месте, где сейчас находится торговая площадь и санаторий, стояли сплошными рядами закопченные срубы соляных варниц. Выгодный промысел привлекал в город торговых людей, даже шесть монастырей, в том числе и знаменитый Троице-Сергиев, имели здесь свои варницы.

Со временем жизнь наладилась, посадское население Солигалича, как и других русских городов, по "Соборному уложению" 1648-1649 гг. закрепило права на ремесла и торговлю - "вольный торг". Оживились торговые связи и поплыли по реке Костроме "струги с солию и иными товарами купецкими". Солигалич оказался на одном из важных речных торговых путей, соединявших Волгу с Архангельском - единственным тогда морским портом России. О торговой связи Солей Галичских с Западной Европой напоминал колокол Воскресенского храма с надписью на латинском языке: "Хвала Богу построил Ассверус Костер в Амстердаме в 1631 году для Солей".

Город продолжал развиваться на правом берегу реки. Торговая площадь с варницами обрастала новыми слободками и приходами, но пожар 1649 года уничтожил деревянные церкви, многие варницы и дома. И только в 1660 году вместо сгоревшей деревянной церкви стали возводить первый каменный храм Солигалича - Воскресенский собор.

На левом берегу сгорела деревянная Успенская церковь, построенная одновременно с крепостью в XV веке, воздвигнутая вместо нее в 1786 году каменная Успенская церковь (единственная на этом берегу), к сожалению, была разобрана в 1930 году.

Подробнее с достопримечательностями современного Солигалича можно ознакомиться в следующем разделе.

Достопримечательности

Каменные храмы бывшего Воскресенского монастыря строились постепенно, начиная с 1660 года. Воскресенский собор, первый храм обители, строился девять лет, когда, наконец, поднялись над тесовыми крышами глухие каменные барабаны, увенчанные пятью главами с узорными крестами. Колокольня храма, выдвинутая в сторону посада, величественно приветствовала проходивших богомольцев. Интерьер Воскресенского собора, к сожалению, не сохранил свой первоначальный вид, только на своде кое-где просматривается поврежденная роспись. Вокруг отдельных оконных проемов хорошо сохранился узор наличников. Через столетия дошли до нас образцы резьбы по камню, вместившие в себя узоры деревянного зодчества и искусства вышивки.

В 1681 году была торжественно освящена еще одна церковь монастыря - Богоявленская, которая скромно расположилась несколько поодаль от главного Воскресенского собора. Чувствуется единство композиции, ощущение общности двух храмов. Чуть измененные завершения глав Богоявленской церкви придают ей динамичность и стройность.

Монастырских келий и ограды уже давно нет, только вековые березы по-прежнему окружают бывший монастырь. "Особенно хороши церкви Воскресенского монастыря с противоположного берега реки в ореоле белых ночей... Сбившиеся в компактные группки, церковные главы кажутся вырезанными из черной бумаги шахматными фигурками, расставленными на двух огромных досках".

Недалеко от Воскресенского монастыря, ближе к торговой площади, начали возводить храмы Рождественского девичьего монастыря. "Начата строением в 1668 г., а свершена быть в 1805 г." - это о Рождественском соборе.

Еще издали, с моста, обращает на себя внимание несоответствие верхней части собора громоздкому, тяжелому основанию. Разный художественный стиль мастеров каменного дела связан с историей строительства этого уникального сооружения. Начало строительства собора в 1668 году связано с личным "усердием" царицы Марии Ильиничны (урожденной Милославской), которая, по преданию, провела свои юные годы в солигаличских краях. После смерти царицы никаких средств на строительство храма из государевой казны больше не поступало. К 1701 году была уже построена церковь Рождества Богородицы, к ней была "прикладена колокольня каменная с пятью колоколами и часами", а стены большого храма Рождества Христова так и стояли незавершенными. "На стенах выросли большие березы, а внизу, на своде первого этажа, - малинник, где церквослужители каждогодно пользовались ягодами". В 1764 году монастырь был ликвидирован и только в 1792 году на средства прихожан начал достраиваться Рождественский собор. Архитекторы и строители XVIII в., пришедшие через сто лет, вооруженные другими навыками и новыми научными познаниями, при достройке Собора тактично отнеслись к труду своих предшественников, так что художественная выразительность сооружения от разности стилей нисколько не пострадала.

Часть помещений Рождественского собора и церкви Рождества Богородицы занята экспозицией краеведческого музея имени Г. И. Невельского - отважного путешественника, славного сына солигаличской земли. Среди экспонатов встречаются и другие имена, связанные с Солигаличем и прославившие Россию. Это известная русская певица П. А. Бартенева, прозванная "московским соловьем", и бывший крепостной, а впоследствии академик, замечательный гравер Л.А. Серяков, знаменитый книгоиздатель Иван Сытин и, открытый уже в наши дни, крупный русский художник XVIII века Григорий Островский, проживавший на солигаличской земле. Его работы, получившие в искусстве название "Солигаличских находок", экспонировались во многих музеях. Краеведческий музей располагает несколькими полотнами художника, среди которых портрет А. С. Лермонтовой (1776 г.) - дальней родственницы поэта М. Ю. Лермонтова. К сожалению, в настоящее время (лето 1999 года) музей закрыт по причине хронического отсутствия посетителей.

С Солигаличем связано имя великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина, чьим именем не случайно названа солигаличская здравница. В 1858 г. он, будучи тогда доктором медицины, приезжал в эти края для обследования минеральных источников. Выводы, изложенные в брошюре А.П. Бородина "Солигаличские соляно-минеральные ванны", послужили открытию лечебного курорта.

Прогуляемся по Торговой площади и улочкам города. Конечно, территория древнего торжища претерпела много изменений. Но сохранившиеся до нашего времени деревянные Торговые ряды, железные двери с кованными засовами, одинокий, оставшийся с тех времен, керосиновый фонарь и виднеющийся вдали Рождественский собор - все это создает впечатление театральной декорации. Улицы Солигалича на первый взгляд мало примечательны, но среди деревянных домиков попадаются подлинные шедевры народного искусства резьбы по дереву. Неповторимые узоры наличников, подзоров, орнаментовку балкончиков и крылечек можно увидеть на доме # 5 по ул. Гагарина (бывший дом купцов Шалаевых), на доме # 10 по ул. Егорова и других.

Можно еще прогуляться по красивейшему лесу, начинающемуся прямо за городом. Там, по дороге на село Илейкино, встречаются редкие в наше время двухэтажные деревянные амбары, а на старом погосте можно набрести на ветхий деревянный крест старинной работы. Но не стоит ехать в деревню Верхний Березовец чтобы увидеть "подлинную жемчужину древнерусского искусства" - деревянную Ильинскую церковь 17-го века - несколько лет назад ее разобрали и увезли в Костромской музей деревянного зодчества.