Ныроб. Никольская церковь, 1704г. Фото И.Гуревича.
Ныроб.
Никольская церковь, 1704г.
Фото И.Гуревича.
Ныроб
1579

Несмотря на то, что Ныроб находится в доброй тысяче километров от ближайшего океана, в каком-то смысле, этот поселок - край земли. В самом деле, с юга от Ныроба располагается "наша земля" - с городами, деревнями и свободными людьми. К северу - на многие десятки километров простирается "Потерянный край" - зоны, зоны, зоны… Их построили здесь еще при "отце народов", но в отличие от многих других мест, где лагеря упразднили, в Пермской области они действуют и поныне. Сам же поселок (в котором также есть зона), знаменит тем, что здесь в заключении содержался дядя первого царя из династии Романовых - Михаил Никитич Романов.

Как добраться

Ныроб.
Храмовый ансамбль, 1-я пол. 18в.
Фото И.Гуревича.

До Ныроба (ударение на букву "ы") можно добраться рейсовыми автобусами по единственной дороге из Перми, Соликамска и Чердыни. В настоящее время Ныроб стал заметно доступнее - строительство полностью асфальтированного шоссе до поселка практически завершено, а все паромные переправы заменены современными мостами. Так что, если ехать в поселок с юга, то можно и не ощутить, что здесь находится своеобразный "край света". На север и северо-восток от поселка идут дороги мимо заброшенных и полузаброшенных деревень к зонам, лагерям и вырубкам. С 2003 года возобновлен зимник, связывающий республику Коми и Пермскую область. Летом дороги проезжей для автотранспорта в этом направлении пока нет. Тем не менее, именно добираясь до Ныроба со стороны Коми, можно в полной мере прочувствовать атмосферу данного места.

Страницы истории

Ныроб.
Никольская церковь, 1704г.
Фото И.Гуревича.

Древняя деревушка Ныробка впервые упомянутая в 1579 году и расположенная в суровом краю на пути из Чердыни на Печору, не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали в свое время для расправы над Михаилом Никитичем Романовым.

События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов, вместе со своими четырьмя братьями, были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось. В перечне каторжных мест, куда были отправлены братья, Ныроб занимал достойное второе место. Еще хуже мог быть лишь Пелым, куда отправили брата Ивана. Василию достался Яренск, Александру - Усолье-Луда на Белом море, а Федор, старший из всех, был пострижен в монахи в Сийском монастыре. Только Федор и Иван пережили ссылку, остальные Романовы погибли.

Ныроб.
Система отопления.
Фото И.Гуревича.

Итак, в начале 1601 года (год тогда начинался в сентябре) Михаил Романов прибыл в Ныробку, деревушку о 6 дворах. Вернее, его привезли в цепях в крытом возке. На окраине деревни вырыли яму "сажень глубины, сажень длины и ширины", которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг - жилище Романова отапливалось по-черному.

Показательный случай произошел дальше: Ныробцы, как это водится на Руси, прониклись сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком его подкармливать. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где на допросах один их них погиб. Завершилось дело в августе 1602 года, когда Михаил скончался и был похоронен недалеко от места заключения.

В 1606 году по указанию Лжедмитрия I прах Михаила Романова был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Весьма любопытен факт: усланные в Казань крестьяне были возвращены в Ныробку еще только через год.

Жизнь Ныробки переменилась в 1613 году, когда престол занял Михаил Федорович, племянник Михаила Никитича. Он приказал построить в Ныробке церковь, определил сюда двух священников. В 1621 году Ныробка стала свободной экономической зоной - царь пожаловал деревню "обельной грамотой". В грамоте указывалось, что за выдающиеся заслуги в деле поддержки Ныробского узника пищей и в качестве компенсации за понесенный урон во время ссылки местных крестьян в Казань, деревня получала освобождение от налогов (действовало освобождение до 1720 года).

Ныроб.
Никольская церковь, 1704г.
Фото И.Гуревича.

В 1704 году в селе строится богато украшенная каменными узорами Никольская церковь, которая стоит и поныне. На месте ямы Михаила Романова была поставлена часовня, а в 1736 году на месте могилы была выстроена еще одна церковь - Богоявленская. Внутри нее, у северной стены, хранилась важнейшая Ныробская реликвия - трехпудовые цепи, в которых Михаил содержался в яме. Местные жители были убеждены в их чудодейственности, по преданию от них исцелялись не только люди, но и домашний скот. При советской власти кандалы были перевезены в Чердынский краеведческий музей.

Интересно, что история с цепями на этом не закончилась. На рубеже 20 и 21 века патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился в министерство культуры с просьбой о передаче священной реликвии в Новоспасский монастырь. Неизвестно, было ли Чердынскому музею действительно нечего терять, кроме своих цепей, но, так или иначе, их он терять не захотел.

Ныроб. Яма.
Фото И.Гуревича.

Следующим после Михаила Романова известным узником Ныроба стал Клим Ворошилов, который попал в эти края в 1913 году, как раз к юбилею царствующего дома. Условия, в которых содержался Ворошилов, были гораздо менее вредными для здоровья, чем в случае с Михаилом Никитичем - в качестве тюрьмы выступала не земляная яма, а двухэтажный деревянный хорошо отапливаемый дом.

Интересным памятником, повествующим о жизни Ныроба в веке 20-ом, является хранящаяся в Чердынском музее бумага, на которой написано: "Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даем слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор, пока не осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения ее как класса". Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной лагерной империи построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно, что да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб, да собственная зона "на несколько тысяч посадочных мест" превратили небольшую деревню в 109 дворов (на начало 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором проживают более 5000 человек. Вероятно, цифра эта в справочнике дана без учета обитателей исправительно-трудового учреждения.

Достопримечательности

Ныроб.
Фото И.Гуревича.

Главная достопримечательность Ныроба - это комплекс сооружений, связанных с именем Михаила Романова. В первую очередь обращает на себя внимание сад, обнесенный красивой оградой - металлическими решетками на каменных столбах. Сад был сооружен в 1913 - 1915 году по проекту А.Н. Зеленина и окружал яму, в которой содержался высокородный узник и часовню над ней. В настоящее время часовни нет, и над ямой стоит ажурная беседка.

Ныроб.
Фото И.Гуревича.

Невдалеке располагается удивительной красоты Никольская церковь 1704 года постройки. В путеводителях и описаниях говорят правду - нет ей равных в регионе по красоте и количеству каменных узоров. Про строительство церкви рассказывается легенда, что пришли в Ныроб люди неизвестные и стали возводить храм. Все что успевали сделать за день - тут же скрывалось под землей. А когда закончили - церковь вынырнула целиком, а строители, не взяв гонорара, убыли. Убыли туда, откуда пришли, то есть, также неизвестно куда. Церковь отапливается печами, трубы которых торчат из окон весьма оригинальным образом. По архитектурному стилю системы отопления можно заключить, что она была создана в более позднее время, ее датировка, вероятно, относится к рубежу 20 и 21 века. Но это - тема отдельного исследования. Как и причина недавней замены деревянного лемеха, покрывавшего все пять глав, на листовое железо зеленого цвета.

Из-за роскоши Никольской церкви, можно не обратить внимания на "сарай" за ней. На самом деле, это остатки Богоявленской церкви возведенной в 1736 году. Ее единственная главка утрачена, что мешает идентификации сооружения как культового. В церкви находилась гробница Михаила Романова, а также и его цепи, хранящиеся в настоящее время в Чердынском краеведческом музее. Ансамбль двух церквей дополнялся еще высокой четырехъярусной колокольней, которая была разобрана в 1934 году.

Нельзя также не отметить, что само село располагается в красивом месте на высоком холме, с которого открывается прекрасный вид в западном направлении на широкую пойму реки Колвы. Интерес представляют и рубленые деревянные дома, которые кое-где еще стоят на улицах поселка.