Проездная башня
Николо-Корельского монастыря.
Фото И.Гуревича.
Николо-Корельский
монастырь
1410

За высоким забором с колючей проволокой и прожекторами стоит под усиленной охраной на берегу Белого моря в черте города Северодвинска не то Николо-Корельский центр Атомного машиностроения, не то Российский Атомный машиностроительный монастырь имени св. Николая.

Трудно в этом разобраться, ибо постройки Николо-Корельского монастыря не только находятся на территории Севмашпредприятия, но и интегрированы в его структуры. В бывших церквях располагаются некоторые подразделения огромного завода. В последнее время, правда, встал вопрос о переезде новых квартирантов в другое место; возможно, монастырь будет реставрироваться, однако, прежнее его великолепие, уничтоженное в 30-е годы, вряд ли когда-нибудь будет возрождено.

Николо-Корельский монастырь знаменит тем, что именно у его стен действовал первый настоящий морской порт российского государства. Монастырь был бы знаменит еще больше, если бы шестибашенная рубленая стена XVII века, единственная постройка такого типа дожившая до 30-х годов, была бы сохранена.

Как добраться

Прибыть в Северодвинск довольно просто - автобусом из Архангельска или прямым поездом из Москвы, а вот добраться до самого Николо-Корельского монастыря самостоятельно нельзя, так как он находится на территории режимного предприятия. Впрочем, попасть в монастырь все же можно. Существуют групповые экскурсии на Севмаш и в монастырь, периодически (1-2 раза в год) проводятся службы, на которые допускают верующих с северодвинской пропиской. Ситуация с доступом в монастырь постоянно меняется, в зависимости от новых идей начальников службы охраны, поэтому если надумаете ехать, то изложенную информацию надо будет уточнить.

Часть деревянной стены монастыря с башенкой была вывезена в Москву и в настоящее время находится на территории музея "Коломенское", где доступна для всеобщего обозрения.

Страницы истории

Как это часто бывает, точная дата возникновения обители на берегу Белого моря неизвестна. Пессимисты называют год 1419, реалисты начало XV века (1410 год), а оптимисты говорят аж о конце века XIV-го. У пессимистов есть сильный козырь, "играющий" за 1419 год - тогда монастырь был не только впервые упомянут в летописном источнике, но и сожжен напавшими с моря пришельцами. Реалисты связывают основание Николо-Корельского монастыря с именем преподобного Евфимия, который прибыл в эти края около 1410 года для проведения культурно-просветительской работы с местным карельским населением и обращением оного в христианство. Что же касается оптимистов, то их аргументы базируются на глубоком знании местных болот. Идешь, бывало, в окрестностях Северодвинска и думаешь: "Нет, не могли эти люди в начале далекого XV века за четыре неполных пятилетки возвести монастырь! На это надо никак не менее четверти века, а то и того больше! А раз так, то и дата основания монастыря должна восходить к веку XIV-му.

Итак, в 1419 году Николо-Корельский монастырь был сожжен воинствующими предками современных норвегов и впервые упомянут в летописях. Следующие за этими событиями полвека монастырь пребывал в запустении, пока в 1471 году в Белом море на его удачу не утонули при невыясненных обстоятельствах Антон и Феликс Борецкие. Братья Борецкие были сыновьями Марфы Посадницы, которая возглавляла в Великом Новгороде антимосковскую боярскую оппозицию.

Общий вид одного из цехов
Николо-Корельского
машиностроительного монастыря.
Фото А.Тилипмана.

Марфе мерещилось, что придет Москва, установит везде свои порядки, посадит повсюду своих людей, и, в конечном счете, узурпирует все богатства страны, в том числе и Новгородского севера. К слову сказать, у семьи Борецких на севере были немалые вотчины. Собственно, Антон и Феликс и были посланы как раз для осмотра владений семьи. Путешествие их завершилось на морском берегу вблизи заброшенного Николо-Корельского монастыря. Двенадцать дней носило по морю бездыханные тела братьев Борецких, прежде чем их выбросило на берег. Здесь они и были похоронены, и здесь же "на гробах детей своих" Марфа повелела заново отстроить монастырь с церковью Св. Николая. Дабы монастырь мог нормально существовать, Марфа дала ему в собственность часть своих владений - луга, солеварни, рыбные промыслы.

Увы, времена для Марфы и всего Новгорода настали не лучшие. Вскоре пришла Москва, установила везде свои порядки, посадила повсюду своих людей, и, в конечном счете, узурпировала все богатства страны, в том числе и Новгородского севера. Великий Новгород пал, а Марфа была этапирована в Новгород Нижний, где и скончалась. Николо-Корельский монастырь также перешел во власть Москве.

Жила обитель спокойно, была небольшой, но и особой нужды не знала, производила соль, ловила рыбу. Так продолжалось до тех пор, пока провидение не сделало ее знаменитой.

Следует сказать, что и до описываемых ниже событий, Николо-Корельский монастырь служил своего рода морскими воротами страны. Скажем, один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине до монастыря, и далее морским путем вокруг Кольского полуострова. Именно так ходил царский посол Григорий Истома в 1496 году до Тронхейма и дальше в Данию по суше.

Но случай совершенно особенный произошел в 1553 году. В этом году в Англии была снаряжена экспедиция, возглавляемая сэром Хуго Уиллоуби, целью которой являлось открытие северного пути в Индию. Путь этот, по мнению будущих первооткрывателей, должен был лежать вокруг Кольского полуострова и дальше на восток через края "неизведанные". Потеряв два из трех кораблей экспедиции (вместе с сэром Уиллоуби), англичане действительно обогнули Кольский полуостров, вошли в Белое море и бросили якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Ненокса, где сегодня расположен полигон для испытания баллистических межконтинентальных ракет подводного базирования. В то же далекое время Ненокса была просто небольшим поселением, куда пускали без специального приглашения даже иностранцев. Именно здесь англичанам и удалось сделать большое географическое открытие и установить, что местность, куда они прибыли, является не Индией, а Московией.

Пройдя вдоль берега, англичане обнаружили удобную стоянку под стенами Николо-Корельского монастыря, где и бросили якорь вторично. Перезимовав в России и съездив в Москву, англичане, предводительствуемые Ричардом Ченслером, вернулись в Англию. Их "открытие" вызвало в Лондоне большой интерес, и специально для торговли с Россией была основана "Московская компания", получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. С 1555 года начинаются регулярные плавания английских кораблей в Россию. Напротив монастыря, на острове Ягры, там, где сейчас находится завод по ремонту и утилизации подводных лодок "Звездочка", была оборудована якорная стоянка, получившая имя "рейд Св. Николая". Здесь были выстроены склады и жилые дома. С прибывающих морских судов товары перегружались на более мелкие речные и везлись в Холмогоры, откуда уже шли вглубь России. Из Англии везли стальные и железные изделия, ткани, пряности, бумагу, вина. Из России на экспорт шло сало тюленье и моржовое, лен, канаты, смола, кожа, лес, меха.

Интересно отметить, что англичане использовали гавань напротив Николо-Корельского монастыря и в качестве перевалочной базы для других экспедиций. Отсюда уходили в плавание далее на восток в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558).

Однако не всегда торговля северным путем была столь безоблачной для Московской компании. Периодически Иван Грозный отнимал у компании данные ей права, иногда вместе с товарами. Царю не нравилась позиция Англии, которая не соглашалась войти в военный союз с Россией. Таким образом Московская компания получала и теряла права до 1587 года, когда Борис Годунов дал ей новую грамоту: торговать беспошлинно, но не монопольно. Путь другим компаниям на север был открыт, а для Николо-Корельского монастыря это означало неприятный поворот в судьбе.

Дело в том, что место, где стоит монастырь, удобно для торговли. Корабли прибывают из моря и заходят прямо в гавань. Не надо подниматься по реке Двине по малознакомому руслу, нанимать лоцманов и так далее. С точки же зрения таможни, положение в устье одного из рукавов крайне невыгодно - что мешает такую таможню обойти другим рукавом? Именно это соображение и явилось основной причиной, по которой в 1584 году в месте, где все рукава Северной Двины собирались воедино, был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск. Новый город перехватил всю торговлю и более чем на сто лет стал главными морскими воротами страны. Однако, не следует забывать, что первым российским морским портом была гавань Св. Николая рядом с Николо-Корельским монастырем.

Дальнейшая история монастыря, вплоть до XX века, с морскими перевозками связана мало. Новой основой хозяйства стали различные промыслы: рыбный, соляной, разведение скотины. Со второй половины XVII века началось каменное строительство. В 1664-1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670-1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Интересно отметить, что обитель имела свой собственный кирпичный заводик. В 1691-1692 годах монастырь был обнесен деревянной шестибашенной стеной, просуществовавшей до 30-х годов XX века.

В XVII - XIX веках монастырь попадал и в военные передряги. В смутное время (1613-1614) войска поляка Ходкевича разорили северные земли, нанесли большой урон и Николо-Корельскому монастырю. Интересно отметить, что в центре страны к этому времени стараниями Минина и Пожарского относительный порядок был уже наведен.

Далее, в 1701 году в Белое море на своей эскадре прибыли шведы. Северную Двину они знали плохо, поэтому поймали в море лодью, принадлежащую монастырю, и заставили ее кормчего провести их по реке до Новодвинской крепости. Кормчий выполнил указ, но намеренно посадил оба корабля на мель прямо ввиду Новодвинских пушек.

В 1808 - 1809 годах вблизи от монастыря возводились укрепления направленные против возможного прихода английских кораблей. Тогда, после Тильзитского мира, отношения России и Англии стали весьма скверными. Английские корабли захватывали в северных морях русские, более того, англичане даже захватили Колу. Однако, в Белом море боевые корабли противника появились только во времена Крымской войны. В 1854-1855 годах англо-французская эскадра блокировала Архангельск и промышляла вблизи Николо-Корельского монастыря, да и по всему Белому морю.

К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нем обитало всего несколько монахов, однако вокруг монастыря стояла уникальная деревянная стена - замечательный и единственный в своем роде памятник деревянного зодчества. В 1921 году монастырь был национализирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников. Затем, в 1929 году была образована сельхозкоммуна "Искра".

В 1932 году фрагмент стены с проездными воротами был вывезен в Москву, а в 1936 году на место, где стоял монастырь, прибыли строители поселка Судострой, будущего Молотовска, нынешнего Северодвинска.

Комплекс построек
Николо-Корельского монастыря.
XVII-XX вв.
Фото А.Тилипмана.

В конце тридцатых годов для нападения на страны Европы Советскому Союзу требовался мощный океанский флот, способный атаковать атлантические коммуникации Европейских стран и иметь свободный доступ в океан в любое время года независимо от каких-либо военно-политических коллизий. Для его постройки необходимо было создать большой завод, который бы специализировался на строительстве крупных боевых кораблей. Такой флот должен был базироваться и иметь производственную базу именно на севере. После недолгих поисков место для завода было намечено - Николо-Корельский монастырь.

В 1936 году к стенам монастыря прибыли первостроители города и завода. Именно в это время были уничтожены остатки уникальной стены, опоясывавшей монастырь, исчезли церковные колокола. Сами постройки первоначально служили в качестве общежития и отдела кадров огромного строительства. Начавшаяся Отечественная война задержала возведение гигантских цехов и городских кварталов, но стройка не потеряла актуальности и после войны, скорее наоборот - ведь теперь главный враг СССР находился за океаном и был недоступен расквартированным по всей Европе сухопутным армиям.

Проездная башня
Николо-Корельского монастыря.
Фото И.Гуревича.

Через некоторое время заводские постройки вплотную подошли к монастырю, в связи с чем было постановлено его снести. Однако попытка разрушить толстые церковные стены привела к тому, что от сотрясения пошли трещины по соседнему цеховому зданию. Было решено, что дешевле приспособить монастырь под нужды завода, чем с риском для вновь построенных цехов продолжать разрушение. Так и служили Успенская церковь и собор Святителя Николая в качестве помещений для подсобных производств завода. Служили, надо сказать, плохо - по отзывам работавших, в проектах церквей XVII века не были предусмотрены душевые, совершенно необходимые на производстве.

История Николо-Корельского монастыря в ХХ веке в целом типична для многих обителей, однако, именно с его разрушением русская культура понесла невосполнимую потерю. Речь идет об уникальном памятнике деревянного зодчества - монастырской стене конца XVII века. Простояв на белом свете более 300 лет, стена погибла в 20-е - 30-е годы от рук коммунистических варваров, для которых культурное наследие дедов всегда было пустым звуком. Важно отметить, что стена была последним столь хорошо сохранившимся деревянным сооружением такого масштаба во всей России. Аналогичные памятники в центре страны давно погибли. От большого шестибашенного города осталась лишь одна проездная башенка, которая стоит теперь в Москве, в музее "Коломенское".