Форты
Финского Залива
Форты Финского Залива

Приблизительно в 30 км к западу от Санкт-Петербурга, в Финском заливе по обе стороны острова Котлин расположены искусственные острова-крепости - форты Кронштадта.

При взгляде на карту они, вместе с Кронштадтом, кажутся прекрасным ожерельем, украшающим горловину Финского залива перед Невской губой. В этом месте ширина залива между Ораниенбаумом и Лисьим Носом - всего 15 км. Учитывая общую мелководность и ограниченную ширину фарватеров (особенно северного), становится ясно, какую надежную защиту предоставляли форты Петербургу от нападения вражеского флота со стороны Балтийского моря.

Добавьте к этому высокое качество строительных работ, традиционное со времен первого строителя фортов Петра Великого, их надежное вооружение и мужество гарнизонов - и Вы поймете, почему почти за 300 лет их существования ни один вражеский корабль не прорвался к Санкт-Петербургу, и ни разу на территорию фортов не ступала нога неприятельского солдата. После Великой Отечественной войны постепенно было утрачено оборонное значение фортов в заливе, и было демонтировано их вооружение. Созданные за сотни лет великим трудом талантливых фортификаторов, безвестных работных людей и матросов в жесточайшей борьбе с бурями, наводнениями и ледоходами, 17 морских фортов ныне сами нуждаются в защите, как уникальные исторические и военные памятники, хотя многие из них были построены настолько прочно, что сохранились до наших дней почти в первозданном виде.

Страницы истории

11 октября 1702 г. после многочасового штурма была взята у шведов крепость Орешек (Нотебург). До начала строительства Санкт-Петербурга оставалось совсем немного, но ни остров Заячий (Яниссари), ни тем более остров Котлин (Рисерт, Реттусари) в Финском заливе еще не знали о своей грядущей великой судьбе.

Кто знает, может быть, именно географическое положение крепости Орешек в истоке Невы из Ладоги подсказало Петру I мысль стратегически аналогично использовать положение острова Котлин, но уже близ впадения Невы в Финский залив, в его узкой горловине.

Разумеется, другие географические масштабы немедленно поставили перед царем задачу дополнительно укрепить оборону в районе главного южного фарватера, что и было выполнено со свойственной ему энергией и решимостью.

Осенью 1703 г. было проведено обследование отмели, тянувшейся от южного берега Финского залива к острову Котлин, тщательно промерены глубины; затем в Воронеже Петр лично изготовил деревянную модель круглой 3-х этажной крепости, которая и была построена на искусственном основании чрезвычайно быстро. 7 мая 1704 г. первый морской форт был освящен и назван "Кроншлот" - "...сиречь Коронный замок". Стены здания толщиной 1,5 метра были сделаны из смеси глины, песка и измельченной соломы на деревянном каркасе, основание защищалось снаружи ледоломами из ряжей, заполненных камнем. Расположение амбразур обеспечивало круговой обстрел из пушек.

Башня "Кроншлота".
По модели Петра I.

Уже через месяц шведы испытали на прочность новую крепость, но ушли ни с чем. Через год, в июне 1705 года, основательно подготовившись, шведы предприняли новую попытку прорваться к устью Невы, но снова "Кроншлот", поддержанный огнем батарей с острова Котлин, успешно отбил все атаки противника.

Шведы начали постигать горькую истину о том, что Нева и прилегающие к ней исконно русские земли потеряны для них навсегда, в чем их окончательно убедил Петр I своими победами под Полтавой в 1709 г., а затем и при Гангуте в 1714 г. К тому времени были проведены значительные работы по укреплению острова Котлин и созданию при нем защищенных гаваней. Пришло время реконструировать и форт "Кроншлот", который превратился в 1724 г. в замкнутую гавань для 35-40 кораблей, окруженную рублеными крепостными стенами и бастионами на ряжевых основаниях с брустверами и батареями. В том же году было закончено строительство второго морского форта западнее "Кроншлота", получившего название "Цитадель", позднее переименованного в "Император Петр I". Эти и многие другие работы по укреплению Кронштадтской крепости проводились, несмотря на официальное окончание Северной войны подписанием Ништадтского мира в 1721 году. Однако шведы не навсегда оставили мысль о реванше. В 1741-1743 гг. военные действия шли гораздо ближе к неприятельскому берегу, чем к нашему, и форты не принимали участия в боях. В 1788 г. шведский флот и вовсе был заблокирован в Свеаборге. После наших морских побед 23 и 24 мая 1790 г. у Красной Горки шведы отстали.

В эти относительно спокойные годы появилось несколько интересных проектов морских фортов, не осуществленных, как считали, за ненадобностью. В архивах найдены два варианта заграждения Северного фарватера. В одном из них задача решается устройством двух одинаковых морских фортов вытянутой треугольной формы с двумя круглыми башнями по концам и внутренними гаванями. Между ними располагался форт кольцевой формы с наружным диаметром 110 м и с внутренней гаванью. Второй вариант предполагал перекрыть фарватер двумя грандиозными замками-дворцами весьма помпезного вида с боновыми заграждениями между ними. Здесь явно читается рука архитектора пышных екатерининских времен.

Быстро менявшаяся политическая обстановка начала XIX в. заставила, однако, предпринять вполне реальные действия по укреплению обороны морских подступов к Петербургу. В 1800-1801 гг. юго-западнее Кроншлота на глубине около 4-х метров возвели одноярусное деревянное укрепление на ряжах - "Рисбанк", а на Северном фарватере построили две батареи на свайных основаниях, забивавшихся ранней весной со льда. Помимо фортов защиту от прорыва вражеских кораблей осуществляли свайными и ряжевыми сплошными преградами и даже затоплением груженых камнем кораблей.

Новый этап строительства фортов в Финском заливе начался в 20-е годы 19 в. при императоре Николае, который создал в 1827 г. Строительный департамент при Морском министерстве. Совершенствование вооружения требовало создавать укрепления большой прочности и долговечности. В декабре 1827 г. принято решение о замене деревянных конструкций каменными на форте "Цитадель". Работы были закончены в 1834 г., и вот тогда форт получил название "Император Петр I". Николай I мечтал, что войдет в историю, как продолжатель дел великого предка.

Форт "Цитадель" ("Петр I").
Внутренний вид.
Проектный рисунок.

В эти годы пришлось затратить много труда и средств на ликвидацию последствий разрушительного наводнения 1824 года, которое свело на нет многое, что было создано ценой огромных усилий за предыдущие столетия. Но наряду с этим продолжалось проектирование и строительство новых фортов. Для контроля над Южным фарватером предполагалось возвести еще два.

В 1827 г. была восстановлена разрушенная наводнением так называемая "Двойная южная батарея", названная затем фортом "Константин" (в честь сына Николая I). В 1839-1845 гг. построен новый форт между фортами "Константин" и "Петр I", наименованный "Александр I". Это - каменная крепость овальной формы с трехярусным расположением казематов для орудий и замкнутым двором внутри. Форт отличается конструктивными архитектурными решениями. Не менее интересна батарея "Князь Меншиков", возведенная в 1843-1850 гг. у ворот Купеческой гавани. В 1845 г. были начаты работы по реконструкции форта "Рисбанк". Оригинальный проект предполагал строительство нового каменного форта внутри существующего деревянного, стены которого защищали стройку от стихии. После успешного завершения строительства новому форту было дано имя "Император Павел I".

К 1845 году относится и весьма любопытный архивный документ - Высочайшее повеление "...приостановить распоряжение по преграждению Северного Кронштадтского фарватера, так как цель такого преграждения достигается проведением железной дороги поперечь означенного фарватера", т. е. предполагалось соединить Санкт-Петербург с Кронштадтом железной дорогой через Лисий Нос по дамбе. Проект не был осуществлен, но он свидетельствовал, что идея устройства дамбы возникла еще за полтораста лет до начала ее осуществления.

В результате успешных действий русской эскадры под руководством П. С. Нахимова против турок в 1853 г. на Черном море Англия и Франция были обеспокоены тем, что русские могут захватить Босфор и Дарданеллы. Началась Крымская война, а с нею и новые опасения о возможном прорыве неприятельского флота к Петербургу. Система обороны в районе Кронштадта и фортов срочно приводилась в порядок. Впервые предполагалось использование плавучих минных заграждений помимо прочих, уже использовавшихся, преград.

В июне 1854 г. англо-французская эскадра крейсировала западнее Кронштадта. За ней с интересом и тревогой наблюдали с крутого обрыва Красной Горки жители окрестных мест, в том числе жившие недалеко на даче русские писатели И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов и супруги Паневы. Об этом писал и Федор Иванович Тютчев, снимавший дачу под Петербургом: "Здешние извозчики должны и поставить толстую свечу за их (т.е. за англо-французские корабли) здоровье, так как ...образовалась непрерывная процессия посетителей в Ораниенбаум и на ближайшую возвышенность, откуда свободно можно обозревать открывающуюся великолепную панораму..."

Однако, убедившись по данным разведки в неприступности обороны фарватеров, неприятельский флот убрался восвояси. То же было и в последующие две летних кампании 1855-го и 1856-го года с той лишь разницей, что несколько вражеских судов подорвались на плавучих минах. Все эти годы проводились интенсивные оборонительные работы на фортах и по усовершенствованию минных и других заграждений между ними.

В 1856 г. в Париже был подписан мирный договор. Кронштадтская крепость выиграла Крымскую войну, несмотря на общее поражение России.

Форт "Петр I".
Проектный рисунок.

В 1859 г. директором Инженерного департамента стал талантливый фортификатор Эдуард Иванович Тотлебен. Под его руководством и по его проектам выполнено немало важных работ по строительству, оборудованию и вооружению морских фортов. Так в 1859-1861 гг. была построена новая Константиновская батарея, мощные стены которой прекрасно сохранились до наших дней. Непосредственно строительством укреплений занимались инженер генерал-майор И.Г. Дзичканец и инженер-полковник К.Я. Зверев.

Совершенствование оружия, появление нарезных орудий, увеличение дальнобойности артиллерии, появление пароходов, постепенно заменяющих собой парусный флот - все эти и многие другие новшества военной атакующей техники требовали постоянного усиления обороноспособности системы фортов в заливе.

Создавались новые сильные форты, располагавшиеся западнее существовавших, способные встречать сильным артиллерийским огнем вражеские корабли на дальних подступах. Батареи одевались в бетон и сталь, появлялись башенные батареи.

К концу 19 в. стало ясно, что славно служившие старые форты должны уйти на покой. В 1896 г. военный министр подписал приказ об исключении из состава оборонительных сооружений фортов "Петр I", "Александр I", "Кроншлот" и батареи 3 и 5. Было решено возвести на акватории залива два крупных островных форта, названных позже "Тотлебен" и "Обручев" (в честь начальника Главного штаба генерал-адъютанта Н. Н. Обручева).

Эти форты строились с применением современных конструкций и инженерных решений, оборудовались водопроводом и канализацией. Снова перестраивались и переоборудовались существующие форты в соответствии с менявшимися техническими условиями. Форты, утратившие оборонное значение, приспосабливались для вспомогательных нужд. Эпидемия чумы в конце 19 в. вызвала необходимость устройства на территории форта "Александр I" противочумной лаборатории (1899 г).

Форт "Рисбанк" ("Павел I").
Проектный рисунок.

Приближалась Первая Мировая война. В 1907 г. между Россией, Францией и Англией было заключено соглашение о создании союза - "Тройственная Атланта". Для противостояния сильному немецкому флоту создаются мощные береговые форты: "Ино" - на мысу Инониеми на северном берегу Финского залива; "Красная Горка" (откуда И. С. Тургенев с друзьями любовался английской эскадрой); "Серая Лошадь" - недалеко, на том же южном берегу залива. Создавались мощные минные заграждения. Все это сделало невозможным прорыв немецкого флота к Петербургу.

"Приморская крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом исполнит свою задачу". Эти слова, сказанные еще в 1766 г., можно смело отнести ко всей боевой истории Кронштадтской крепостной системы, начиная с первого морского форта времен Петра Великого.

О братоубийственных событиях революции и гражданской войны, о так называемых "мятежах" на фортах, в результате которых был приговорен к расстрелу замечательный русский поэт Николай Гумилев - для объективного рассказа об этом все еще не хватает данных. Но можно гордиться тем, что Кронштадтские форты снова послужили России в годы последней страшной войны, а их защитники покрыли себя неувядаемой славой, не дав врагу возможности прорваться к Ленинграду с запада ни по воде, ни по льду. Стоя насмерть, они оказались достойны памяти предков, создававших и оборонявших грозное ожерелье неприступных фортов в заливе.

Достопримечательности

Форт "Александр I".
Фрагмент картины
И.К. Айвазовского.

Можно сказать, что линия, по которой расположены многие форты в Финском заливе, сохранила свое оборонное значение для Петербурга, но теперь уже как защита не от наступающих кораблей и десантов, а от враждебной стихии, нападение которой происходит без объявления войны, неожиданно и стремительно. За три столетия Санкт-Петербург немало пострадал от разрушительных наводнений, так же как и Кронштадтская оборонительная система.

Когда сформируется эта новая "линия обороны", осматривать вблизи знаменитые форты станет гораздо проще, но великолепные морские пейзажи, внушительными деталями которых служат эти мощные укрепления и прекрасные сооружения (как, например, на картинах И. К. Айвазовского) претерпят серьезные изменения и не в лучшую сторону.

"Кроншлот", "Цитадель" ("Император Петр I"), "Рисбанк" ("Император Павел I"), "Александр" ("Чумный"), "Князь Меншиков", "Обручев", "Тотлебен", "Риф", "Шенц", "Ден", "Красная горка", "Ино" и многие другие замечательные форты, вошедшие в каменное и бетонное "ожерелье" острова Котлин, являлись и продолжают оставаться грандиозными сооружениями на воде и на суше.

Будем надеяться, что, заброшенные ныне, эти памятники военной славы и строительного искусства обретут хозяина, который приведет их в надлежащий порядок, включит в число архитектурных жемчужин окрестностей Петербурга и сохранит для потомков память о высочайшем мастерстве русских ученых, военных инженеров и архитекторов, о тяжком труде тысяч безвестных строителей и героизме защитников этих фортов в заливе.